Версия для слабовидящих

Государственное казенное

дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №12 «ЖЕМЧУЖИНКА»

Сайт обновлен: 2024-05-06 07:25:27

20.01.23 10

Музыкальность ребёнка имеет генетическую основу и развивается у каждого ребёнка при создании благоприятных условий. Игра- основной способ обучения и воспитания дошкольников. Это не преувеличение.

Игра- планета, на которой обитает ребёнок. Особенно ребёнок дошкольного возраста. Это воздух, которым он дышит. Его способ познания мира. Именно игра- главный способ обучения и воспитания дошкольника.

Музыкальные игры помогают освоению различных свойств музыкального звука: силы, тембра, длительности звучания. Существует большое количество игр на развитие чувства ритма, интонирования, музыкального слуха. Заниматься развитием музыкальных способностей можно дома без специальных приспособлений, музыкальных инструментов и музыкального образования родителей.

Поможет вам в этом эта небольшая подборка музыкальных игр.

Игры на развитие чувства ритма

Начинать играть можно с самыми маленькими детьми. Как только ребенок начнет делать первые шаги, можно осваивать ритм.  Поиграйте с малышом в такую игру: хлопайте в ладоши, или топайте ногой ритм музыки. Сначала вы будете делать все движения за ребенка:   хлопать его ладошками (рука в руке),   помогать топать ножками, сидя на стуле.  Постепенно

ребенок научится слышать ритм самостоятельно.

«Простучи ритм» Вы стучите на бубне или хлопаете в ладоши ритм известной песни. Попросите ребёнка угадать песню. Теперь меняетесь ролями. Ребёнок стучит, а вы угадываете.

 «Послание африканскому племени». Вы стучите на барабане, по столу и т.п. или хлопаете в ладоши определённый ритм-послание соседнему африканскому племени.

Например, «на улице хорошая погода», «у меня скоро день рождения» и т.д.       А лучше, если он придумает послание сам. (1 хлопок приходится на 1 слог, упрощенно- на одно слово, между словами выдерживаете небольшие паузы). Ребенок должен точно повторить ритм.

В этой игре также возможна смена ролей: ребёнок стучит послание — вы повторяете. Такого рода игры развивают не только ритмические способности, но и фантазию ребёнка.   Также вам помогут ритмические сказки. Для этого вам понадобится компьютер, чтобы открыть следующие ссылки, ладошки и ваша внимательность! Хлопки приходятся на слоги, лучше хлопать и проговаривать с детьми вслух текст сказки.

 «Андрей-воробей» https://www.youtube.com/watch?v=yoPM8fNRTWo

 «Кошкин дом» https://www.youtube.com/watch?v=85vhhBM4uo0

«Солнышко» https://www.youtube.com/watch?v=0XlCw2GVXFw

«Серый волк» https://www.youtube.com/watch?v=8NysQB6iIVU

«До-ре-ми» https://www.youtube.com/watch?v=fuJEjb_r60U

«Сова» https://www.youtube.com/watch?v=3B-hYpbbwp4

«Поймай снежинки» https://www.youtube.com/watch?v=N3zUJdn_HxQ

«Черепашка» https://www.youtube.com/watch?v=ONP7Zm3DDQ8

«Колобок» https://www.youtube.com/watch?v=6Vr_iaC-Sow

 

Игры на развитие музыкального слуха

Когда малыш научится произносить первые слова, то есть уже на втором году жизни, можно развивать музыкальный слух, знакомить ребенка с высокими и низкими звуками. Для этого, можно использовать или свой голос, или колокольчики, или детские музыкальные инструменты, например, металлофон.

А если у Вас дома есть фортепиано – замечательно. Покажите малышу:  как летает и жужжит комарик (очень высокие звуки),   как гавкает собачка (звуки средней высоты),   как ревет мишка (очень низкие звуки).

 Пусть Ваш ребенок сопровождает свои звуки движением, например, попросите его показать, как летает комарик: малыш имитирует движение комарика, а также жужжит тонким голосочком и так далее. 

Еще одна игра с предметами направлена на развитие музыкального слуха.   

«Музыкальные сосуды» (стаканы, бокалы).  Для игры нужны какие-либо одинаковые стеклянные сосуды: бутылки, или рюмки, или стаканы и еще металлическая ложка, или вилка.  Пусть в начале их (сосудов) будет 2, чем старше ребенок, тем больше сосудов.

Рассмотрим на примере бутылок. Наберите в одну бутылку немного воды, и постучите по горлышку бутылки ложкой, держа ее (ложку) за самый край. Попросите вашего ребенка, с помощью воды и другой бутылки сделать такой же звук. Пусть Ваш малыш самостоятельно набирает какое-то количество воды в пустую бутылку, стучит по ней ложкой, и добивается нужного звука. Эта игра для старших детей (с 5-6 лет).

«Юный композитор». С теми же предметами можно сочинять простые мелодии. Предложите ребенку набрать в бутылки различное количество воды и выстроить их по звуку.  То есть, бутылки:   которые звучат низким звуком – слева,  которые звучат высоким – справа. 

Поверьте, ребенку будет очень интересно этим заняться. Потом можно попробовать соединять звуки и выстраивать какую-либо простую мелодию. Сначала сочините что-то Вы, а затем предложите ребенку. Чем чаще Вы будете играть в эту игру, тем быстрее можно будет ее усложнять. Добавлять больше бутылок, или комбинировать звуки бутылок, например, с колокольчиками.

«Угадай что звучит». Для этой игры Вам понадобится несколько предметов, которые есть в каждом доме. Например: стеклянная бутылка, кастрюля, тарелка, стакан, фарфоровая чашка.

Возьмите карандаш за самый кончик и постучите по каждому предмету по очереди. Затем, попросите ребенка отвернуться и постучите по какому-либо одному предмету. Когда малыш повернется к Вам, дайте карандаш ему, и пусть он отгадает, по какому предмету Вы постучали. В начале игры не берите много предметов, для того, чтобы игра понравилась.

Она не должна быть слишком сложной. Сначала ребенок будет отгадывать методом проб. То есть, будет сам стучать по каждому предмету, пока не услышит нужное звучание. Если он ошибется, повторите попытку. 

Чем чаще Вы будете играть в эту игру, тем лучше ребенок будет ориентироваться в звучании данных предметов. В эту игру можно начинать играть с ребенком примерно с 3-х лет.  Постепенно ее можно усложнять. Например, добавлять другие предметы, похожие по звучанию, или угадывать звучание не одного предмета, а последовательности звуков.

«Слушаем тишину» У детей повышена эмоциональность, и они всё делают громко: не говорят, а кричат, если радуются, то визжат от восторга, если огорчаются — рыдают навзрыд. Это нормально. Они иначе не могут. За это их нельзя ругать. Но иногда предложите им присесть, остановиться, замереть и послушать… тишину. Которую они не слышат. Не умеют слышать. Это можно сделать и дома, но лучше где-нибудь на природе.

В поле, в лесу, в парке, около реки. Или просто на улице или во дворе. Итак, условия игры.

— Тише, — говорите вы. — Ещё тише. Совсем тихо. Давай сыграем — кто лучше услышит тишину и назовёт больше звуков. Говорим по очереди.— Вот машина прошла. Вот птичка пропела. Гудок поезда. Чей-то разговор. Деревья прошелестели ветками.Ребёнок вслушивается в тишину, в окружающие звуки. Начинает понимать, что среди этих звуков есть и такие красивые и завораживающие, как пение птиц, шум леса, реки или моря. Кстати, тишина, пауза — вполне музыкальная категория. Выдержать точно паузу (ещё мгновение и она оборвётся) — большое искусство. Как в музыке, так и в жизни…За каждый названный источник звука фишка продвигается вперёд. Побеждает тот, кто назвал большее количество таких источников.

«Непослушный мячик» - игра на развитие динамического слуха. Игра

проводится по принципу игры «Холодно-горячо». Взрослый прячет где-то дома мячик (или какую-либо игрушку). Начинает петь знакомую песню, ребенок под это пение ищет игрушку. Если взрослый поет тихо, значит, игрушка находится далеко, если громко - то близко. Потом игрушку прячет ребенок.

Игры на музыкальную память

«Узнай песенку» Вы играете, напеваете или насвистываете известную песенку ребёнку. Он должен угадать, какая это песенка. В случае правильно ответа — одобрение и аплодисменты. Игры, в которых победитель зарабатывает очки или баллы, начнутся чуть позже.      

«Давайте хохотать». Взрослый «прохохатывает» (на слог «ха») любую знакомую ребенку песню, ребёнок отгадывает. Потом песню загадывает ребенок.

«Музыкальная цепочка» В игре используются песни, которые знают все участники игры, например детские песенки из мультиков. Первый участник начинает петь песню и поет первую строчку, вторую строчку песни поет следующий участник и так далее. Цель игры спеть песенку без остановок. Помимо музыкальной памяти, участники игры будут развивать

себе чувство ансамблевого пения.

Игры на развитие эмоциональной сферы

«Нарисуй песню». Цель этой игры: Учить определять характер музыки и предавать свои впечатления в рисунке. Для нее необходимы лист, фломастеры, карандаши и.т.п и песня,

которую нужно изобразить.

«Рисуем музыку». Включайте классическую музыку и слушайте вместе с ребенком. Спросите ребенка, как ему кажется, про что эта музыка. О чем думал музыкант, когда писал или играл ее. Ставьте композицию на повтор и рисуйте. Всё, что приходит в голову, когда слышите эту музыку. Вы – на своем листочке, ребенок – на своем.

 (Лучше не сообщать ребенку названий, чтобы он мог услышать что-то своё)

«Стоп!» В этой игре нужна веселая компания и музыкальные инструменты  или любые звучащие предметы. Назначаем главного. Он будет дирижером. Все играют, а он – командует. Громче! Тише! Медленнее! Быстрее! И самая любимая детьми команда – Стоп!

Дирижеры меняются.

Чем полезна эта игра? Возможностью для ребенка хоть немного побыть главным и поуправлять общим процессом. Отыграть свое желание командовать, диктовать. Получить законную сферу и время, где и когда это можно делать (и все реально слушаются). Если играть регулярно, желание командовать всегда и всюду у ребенка снижается – проверено и

замечено.

Играйте с детьми!

Они подарят вам не только свои  улыбки, но и порадуют своим развитием!